Правильно и без излишних затрат времени наставить своих подопечных на верный путь шахматного совершенствования - задача любого тренера. Но как верно выстроить работу, из каких принципов исходить при проведении занятий? Сегодня мы предлагаем весьма интересный метод построения дебютного репертуара шахматистов-разрядников, разработанный днепропетровским кандидатом в мастера Юрием Зверко. Ни для кого не секрет, что это одна из самых важных проблем молодых шахматистов, ведь репертуар выбирается если не на всю жизнь, то уж точно на продолжительное время - до достижения определенного уровня игры. В данной публикации метод представлен в сокращении и редакции международного мастера Дмитрия Маркина.
Юрий Зверко, Дмитрий Маркин
Метод составления дебютного репертуара для шахматистов-разрядников
В шахматной литературе большое внимание уделяется теории дебютов: выпущены десятки монографий, в которых скрупулезному анализу подвергается каждый дебют, имеются объемные энциклопедии, где собраны подробные разработки всех известных начал, постоянно обновляются массивные компьютерные базы данных партий, по которым можно проследить основные дебютные варианты. Очень много написано и о том, как играть в начале партии: развивай фигуры, борись за центр, рокируй и т.д. Но именно составлению и формированию дебютного репертуара шахматиста уделено очень мало времени. Первым, кто затронул данную проблему в советской шахматной литературе, был Георгий Лисицын, предложивший выпускать книги по дебютам не в виде дебютных справочников, а в виде готовых дебютных репертуаров. Однако и до сих пор для многих шахматистов-разрядников правильное составление дебютного репертуара является трудной задачей. Отсюда - иногда странное сочетание позиционных и остроатакующих вариантов и схем в репертуарах многих уже сформировавшихся шахматистов. Причем зачастую такой репертуар бывает просто несовместимым. Ведь на каких вариантах останавливает свой выбор новичок? Во-первых, это популярные на высшем уровне на данный момент дебюты, во-вторых, дебюты, разобранные в книгах, которые шахматисту удалось прочесть, в-третьих, дебюты, которые применяют знакомые или тренер шахматиста. Вот так, в основном, волею случая и без всякой связи между звеньями, и складываются дебютные репертуары. В предлагаемой работе предпринята попытка обосновать систематизированный метод составления дебютного репертуара, используя как уже известные рецепты, так и взгляды, прямо противоположные ранее существовавшим в шахматной литературе. Скажем, вопреки предложению разрядникам избирать сильнейшие и принципиальнейшие дебютные схемы с самого начала занятий шахматами, им предлагается следовать правилу 2 данного Метода. В подтверждение его целесообразности приводится такой факт, что репертуар двенадцатого чемпиона мира Анатолия Карпова развивался постепенно: например, в юности он против сицилианской защиты применял закрытую систему, а по достижении им высших ступеней шахмат данная схема была вытеснена из его репертуара принципиальными системами типа дракона, шевенингена и т.д. Важным моментом является и то, что гроссмейстерский репертуар слишком широк для шахматистов-разрядников. Скажем, тот же Карпов играет в ответ на 1. e4 испанскую, русскую, Каро-Канн и иногда - сицилианскую защиту. Так что же, шахматисту-разряднику тоже учить и играть все это разнообразие дебютов? А если выбрать - то по какому принципу?
Также есть в предлагаемом Методе отличие и от другой популярной рекомендации: играть не более трех-четырех дебютов для уменьшения объема изучаемого материала. Однако добиться этого весьма непросто. Скажем, в ответ на избираемое за белых 1. e4 можно ожидать 9 различных дебютов только после первого хода! А ведь еще существует множество различных систем и вариантов, которые часто сильно отличаются друг от друга. Вот здесь и возникает идея сводить различные дебютные системы к ограниченному количеству типовых позиций миттельшпиля - положениям с определенными пешечными структурами, которые характеризуются определенными стратегическими планами.
Пять правил
При составлении дебютного репертуара шахматистам без существенного опыта игры следует учитывать, что:
1) позиции, получающиеся из выбираемых дебютов, должны нравиться шахматисту и соответствовать его стилю игры;
2) позиции, получающиеся из выбираемых дебютов, должны быть понятными и соответствовать его силе игры;
3) уровень знания теории дебютов должен соответствовать общему уровню знаний теории шахмат;
4) позиции, получающиеся из выбираемых дебютов, на начальном этапе должны быть однотипными, это облегчит и ускорит их познание;
5) позиции, получающиеся из выбираемых дебютов, должны быть знакомыми - типичные ходы, планы, маневры должны быть изучены по литературе и проверены на практике.
Пояснения к правилам
1) как говорится, на свой вкус и цвет судей нет - здесь выбор должен быть за самим игроком, главное - не нужно навязывать молодому шахматисту свои вкусы и взгляды;
2) вполне очевидно, что позиции, ясные для гроссмейстера, не вполне понятны разряднику, но тем не менее определенные дебютные схемы выбираются по принципу "если так сыграл такой-то знаменитый шахматист, то так и следует играть"; в подборе схем следует идти от простых и понятных схем - к сложным и запутанным;
3) бесполезной окажется хорошая дебютная подготовка, если из-за плохого понимания миттельшпиля или эндшпиля мы растратим все накопленное в дебюте преимущество; действует и обратное правило - нельзя пренебрегать дебютной подготовкой, ведь дебют - фундамент шахматной партии;
4) в шахматах насчитывается множество дебютов, и даже если вы пытаетесь ограничиться только заранее определенными продолжениями, соперник может свести игру к малоизвестной для вас системе или варианту; поэтому основной предлагаемый рецепт данного метода - это сведение игры к небольшому числу типовых позиций миттельшпиля. Совершенствовать свою игру, изучая типовые позиции миттельшпиля, советовали еще Капабланка и Нимцович. Большое внимание этому вопросу уделял и Борис Злотник, автор книги "Типовые позиции миттельшпиля". Все они подчеркивали, что расширять круг исследуемых и применяемых на практике положений нужно постепенно. Так, Нимцович писал: "Процесс изучения какого-либо одного из имеющихся на доске положений ставит себе целью не только изучение именно этого типового положения, а улучшение позиционного чутья в целом. ...Такой метод, безусловно, полезней изучения большого количества типовых положений в одночасье, которое ведет лишь к сумбуру в голове." А Михаил Ботвинник еще в комментариях к партиям матча с С. Флором 1933 года подчеркивал, что при подготовке к дебюту нужно обязательно связывать его с идеями и планами возникающего впоследствии миттельшпиля. Михаил Шерешевский в своих учебниках разбирает типичные эндшпили, получающиеся из различных дебютов, но связанные общими стратегическими мотивами. Таким образом, мы не только осваиваем дебютный репертуар, но и объединяем работу над всеми стадиями шахматной борьбы. Лишь по достижении силы игры кандидата в мастера имеет смысл постепенно расширять и усложнять дебютный репертуар и количество типовых положений. Такой подход представляется более логичным, нежели изучение многочисленных и разнообразных форсированных вариантов с самого начала занятий шахматами, поскольку большой объем информации трудно сразу в совершенстве освоить и требуется определенное время, чтобы наиграть репертуар на практике.
5) изучайте выбранные варианты по литературе и периодике, по базам данных, особо обращая внимание на партии, прокомментированные сильными шахматистами и знатоками вариантов, следите за новыми идеями; имеет смысл вести картотеку (в письменном или электронном виде) по типовым позициям миттельшпиля, получающимся из выбранных дебютов; и, конечно же, постоянно играйте избранные дебюты - как в тренировочных, так и в турнирных партиях. Для тренеров начинающих шахматистов можно рекомендовать проводить сеансы одновременной игры по разбираемым типовым позициям, тематические турниры между учениками.
Данная статья содержит краткие фундаментальные идеи метода. Кроме этого, автором разработаны 20 примерных дебютных репертуаров для шахматистов различных стилей, хранящиеся у автора в виде рукописей. Если у Вас возникли замечания и дополнения к материалу, Вы можете связаться с автором методики Юрием Зверко по адресу: 49021 г.Днепропетровск, ул. Приднепровская, 16а
Автор методики - Юрий Зверко, начал заниматься шахматами в возрасте 13 лет в сентябре 1973 в группе В. Гергеля. В апреле 1976 выполнил первый разряд, в 1984 - заняв 3 место в первенстве городского шахматного клуба, выполнил норму кандидата в мастера спорта. Начал разработку данной методики в 1981 году, с того же года применяет на практике вариант дракона в сицилианской защите, на основе которого построены несколько вариаций дебютного репертуара. С 1993 года пишет книгу о собственной методике.
В марте 2010 года статья, посвященная данной методике, была опубликована в польском журнале Szachista под редакцией мастера FIDE С. Шилова. В редакции, приводимой здесь, материал был напечатан всеукраинской газетой "Ладья" в №19 за 2011 год (с.18-19).
|